Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 23:49

Здоровые ножки

Меню сайта
Форма входа

"Здоровые ножки"

   


 

Игра «Здоровые ножки» - это авторская разработка Мустафиной Т.В., направленная на профилактику плоскостопия у дошкольников. Игра включает в себя 56 карточек и соответствующих им подражательных упражнений для стоп, которые выполняются в ходе 6 видов дидактических игр: фантазёры, загадки, секрет, веер, дорожка, не проходи мимо. В комплект игры входят: 56 карточек на 7 картонных листах, книжка с описанием упражнений и правил игр, титульный картонный лист для изготовления коробки. Игра соответствует требованиям СаН ПиН 2.4.7.007-93.

Использование  самих упражнений возможно в любой возрастной группе (вплоть до пенсионеров), для улучшения функционального состояния ног и недопущения дальнейшей деформации стоп. Так как наиболее острая необходимость в профилактике плоскостопия возникает именно в дошкольном возрасте (у детей до 7 лет происходит формирование стопы, на которое мы можем продуктивно влиять), а так же из-за сложностей при занятиях с детьми (их возрастные особенности) возникла потребность в создании такой игры. Её оформление и сами упражнения представлены в доступной и интересной для дошкольников форме. Играя, сначала со взрослыми, а затем самостоятельно, дети занимаются формированием своих стоп, предотвращая развитие плоскостопия. Если вашему ребёнку или вам уже поставлен диагноз плоскостопие, то используя игру вы предотвращаете его развитие, сохраняя функциональные возможности стоп. Игра не является лечебной гимнастикой, но инструктор ЛФК может помочь вам с подбором более нужных для вас карточек-упражнений.

Если вас заинтересовала игра или у вас появились вопросы, вы можете их задать здесь же, нажав на ссылки, или по телефону: (846) 958-31-61 (после 19-00).

 

Обсудить игру и задать вопросы можно на форуме: http://zdorovienogki.3dn.ru/forum/2-2-1

 

Заказ игры: http://zdorovienogki.3dn.ru/forum/2-1-1

           По данным Клиники травматологии, ортопедии Российского Государственного Медицинского Университета идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Из всего населения земного шара плоскостопием страдают от 40 до 80% людей.  

 

Врожденная плоская стопа – 2,8 %; причина - пороки развития зачатия, амниотические перетяжки…

Паралитическое плоскостопие – 5,7 %; причина - следствие перенесенного полиомиелита.

Травматическая плоская стопа – 6,2 %; причина - результат переломов костей предплюсны.

Рахитическое плоскостопие – 3,2 %; причина – рахит.

Статическое плоскостопие – 82,1 %; причина - снижение тонуса мышц.

      Очевидно, что большинство людей страдают приобретённой формой плоскостопия, которое возникает по ряду причин. Одна из них, невнимательное отношение к формированию стопы в детском возрасте. По данным литературы, более 65% детей к школьному возрасту приобретают плоскостопие и переходят во взрослый период с расцветающим заболеванием. Пытаться исправлять стопы уже поздно, и целью лечения в подростковом возрасте (и на протяжении всей дальнейшей жизни) становится стабилизация плоскостопия, улучшение функционального состояния ног и позвоночника, недопущение деформаций пальцев стоп. Картина не была бы столь печальной, если бы в дошкольном периоде, когда стопа только формируется, её состоянию уделялось бы достаточно внимания.   

Чаще всего врачи-ортопеды, не выявив врождённого плоскостопия у ребёнка, определяют патологическую деформацию его стоп только в возрасте от 7 до 16 лет, когда происходит наиболее активная оссификация (окостенение) стопы. Мотивируя свои действия тем, что до 7-летнего возраста у детей происходит естественное формирование продольного свода стопы. В результате такого подхода, родители находятся в пагубном спокойствии относительно стоп своего ребёнка, а перед школой получают диагноз – плоскостопие. Но и дальше мало кто предпринимает активные действия, считая это заболевание несерьёзным. Так продолжается до тех пор, пока ребёнок не начнёт жаловаться на боли в ногах и спине. Как правило, в этот момент исправлять что-либо уже поздно.   

До 6-7 лет большинство детей посещают дошкольные образовательные учреждения, и было бы естественным предположить, что именно там должны позаботиться о здоровье детей, в том числе и о состоянии стоп. И действительно, в программу любого ДОУ включены мероприятия, где происходит профилактика плоскостопия (утренняя гимнастика, НОД по физкультуре, физкультминутки и подвижные игры), но результат не очень высок. Чтобы понять, почему это происходит, надо рассмотреть причины возникновения плоскостопия у детей. Если исключить специфические заболевания, то причин возникновения плоскостопия всего несколько:

              слабость мышечно-связочного аппарата;

              избыточный вес;

              неправильно подобранная обувь;

              нарушения в режиме питания.

Особое внимание следует обратить на детей,  родители которых уже имеют плоскостопие, так как наследственность является определяющим моментом при формировании скелета. С этими детьми заниматься стопой следует регулярно до 20 лет (до полного окостенения стопы, её окончательного формирования), да и в дальнейшем не забывать поддерживать стопу в надлежащем состоянии. Если максимально исключить перечисленные факторы, то мы получим к 7 летнему возрасту правильно сформированную стопу у ребёнка. 

         Это возможно только при активном участии в процессе педагогов ДОУ, детей, их родителей, врачей-ортопедов (при необходимости). Именно в отсутствии взаимодействия всех участников и кроется причина  низкого результата в профилактике плоскостопия у дошкольников. Необходимо так организовать работу, чтобы она была регулярной, планомерной и обеспечивала активность всех участников процесса. Ведущую роль в данном случае должен исполнять инструктор по физкультуре, который в первую очередь занимается физическим развитием детей. Его деятельность должна быть направлена на детей (НОД, утренняя гимнастика, индивидуальная и кружковая работа), на воспитателей (обучение профилактическим упражнениям во время физкультминуток, обеспечение достаточной двигательной активности детей в режимных моментах), на родителей (информация об отклонениях в здоровье и физическом развитии детей, соответствующие рекомендации, консультации о ЗОЖ и профилактике заболеваний). 

     Чтобы обеспечить эффективность такой работы инструктор должен понимать сам и уметь донести до окружающих необходимость предлагаемых действий. Для этого нужна система тестов или диагностика, при которой ярко отслеживается проблема и результативность её решения. Как определить состояние стопы ребёнка, если ортопедами установлено, что пониженный свод у детей – это физиологический этап развития стопы, а сами стопы внешне кажутся «плоским» из-за значительной жировой прослойки? В этом случае более информативно будет диагностировать функции стопы, как признак её недостаточного развития и благоприятного условия для дальнейшего плоскостопия. Диагностика проводится в ходе НОД по физкультуре, фронтальным и поточным методом и результаты заносятся в таблицу в виде + в соответствующем количестве. Никто не мешает родителям самостоятельно продиагностировать стопы своего ребёнка.

        Диагностика признаков плоскостопия (функций стопы).  

       Слабость свода стопы определяется по способности ребёнка удерживать её в заданном положении. Во время ходьбы на носках, «острым шагом», на носках в полуприседе и приседе (согласно возрастной дозировки). Не все дети могут удерживать пятки высоко от пола в течение всего времени выполнения задания, даже при мотивации педагогом – это говорит о слабости мышц стопы. Ещё одним признаком её слабости является неспособность ребёнка удерживать положение стоп во время ОРУ. Стоя – чётко стопы вместе, пятки вместе носки врозь, носки вместе пятки врозь, параллельность стоп при стойке ноги врозь. Сидя – стопы на себя или вытянуты, вместе или врозь при согнутых или прямых ногах. Во время выполнения упражнений стопы как бы расслабляются и их положение становится не чётким, не определённым. Неспособность контролировать положение стоп  может быть так же вызвана низким уровнем самоконтроля у ребёнка, который проявляется и при работе стопы во время движения (ходьбы, бега, прыжков). Несмотря на причину бесконтрольного положения стоп, работа в этом направлении должна вестись обязательно.

           Малая амплитуда движения в голеностопном суставе (движение стопы в целом) или при движении пальцев не позволяет с максимальной эффективностью использовать соответствующие мышцы и обеспечить полноценную работу стопы. Подвижность стоп определяется в 3 направлениях: стопа на себя (разгибание) – до прямого угла; стопа от себя (сгибание) – сед на пятках колени и пятки вместе в течение 10-20 сек. («расползание» пяток или стоп говорит о тугоподвижности в этом направлении); стопы внутрь (супинация стопы) – способность встать на внешней стороне стопы, соединив пятки и пальцы; стопы наружу (пронация стопы) – способность поднять внешний край стопы полностью. Подвижность пальцев определяется способностью подогнуть их,касаясь ногтями пола, или оторвать от пола (350-400) в положении стоя, а так же возможность движения большим пальцем стопы отдельно (остальные пальцы неподвижны относительно).

         Неправильная постановка стопы во время ходьбы. Речь идёт не о вальгусном или варусном плоскостопии, его будет определять врач-ортопед, а только о развороте стопы во время ходьбы. Варусная – «косолапая походка», когда пальцы смотрят внутрь, а пятки наружу. Вальгусная – стопа опирается на внутреннюю часть стопы, иногда разворачивая её «выворотно» (пятки внутрь).

         Амортизация стопы во время ходьбы – перекат и отталкивание передней частью стопы, во время бега – перекат стопы и отталкивание передней частью стопы (при беге на носках способность пружинить стопой), во время прыжков – отталкивание передней частью стопы, наличие переката и «мягкое» приземление с перекатом на всю стопу.

       Видимое уплощение стопы не всегда информативно из-за значительной жировой прослойки у детей, но в сочетании с остальными показателями даёт дополнительную информацию.

         Перестройка функции стопы при достаточной компенсации и своевременном воздействии идет постепенно и очень медленно, поэтому диагностику достаточно проводить 1 раз в год. Наличие + даже в одном столбике предполагает особое внимание к стопам ребёнка во время НОД, на утренней гимнастике, в индивидуальной и кружковой работе – всегда, когда в движении участвуют стопы.   

       Теперь стоит рассказать о конкретных действиях, направленных на достижение положительного результата. На основе проведённой диагностики перед педагогами, родителями и детьми встают конкретные задачи для профилактики плоскостопия у каждого ребёнка: 

1.         укрепить мышечно-связочный аппарат голени и стопы;

2.         нормализовать двигательную сферу стопы и пальцев;

3.         исправить деформацию и уменьшить имеющееся уплощение сводов стопы;

4.         обучить правильному положению стоп при ходьбе;

5.         сформировать двигательную функцию стопы во время бега и прыжков;

6.         устранить пронированное положение пятки и супинационную контрактуру переднего отдела стопы;

7.         восстановить и закрепить навыки правильной осанки.

Эти задачи мы можем достаточно успешно решать, используя следующие средства:

- массаж;

- фиксированное положение стоп – статическая нагрузка;

- специальные упражнения лёжа, сидя, стоя – динамическая нагрузка;

          - ходьба, бег, прыжки, ползание – развитие амортизации и правильной постановки стоп;

          - отдых или расслабление мышц голени и стоп;

- согласование в работе стоп и кистей, рук и ног, для развития самоконтроля;

- комплексное воздействие на все мышечные группы организма;

- контроль веса;

- ортопедическая обувь.

Главное – это комплексное и регулярное воздействие на стопы ребёнка, без избыточной нагрузки. Опираясь на специальную литературу по ЛФК, занятия по профилактике плоскостопия должны проводиться в течение 10-20 мин., 2-3 раза в день.  

         Каждый, кто общается с детьми (родители, педагоги), знает как тяжело добиться от ребёнка точного и правильного выполнения какого-либо действия, а главное делать это регулярно. Становится легче, если в обучении или развитии присутствует игра. Именно поэтому я и разработала игру для профилактики плоскостопия "Здоровые ножки". Её основу составляют специальные упражнения для стоп, но есть упражнения с элементами массажа, фиксированным положением стоп, ходьба, бег, прыжки и их имитация, упражнения для расслабления мышц голени и стоп. Дети занимаются своим здоровьем с желанием, играючи, раз от раза всё качественнее выполняют движения. Значит функция стоп улучшается. Значит уменьшается вероятность больных ног.

        А уж если ребёнок делает упражнения не один, а в компании взрослых, то желание и старание возрастает мгновенно. Игра не занимает много времени, и полезна, нам взрослым, не меньше чем детям. Старые травмы (вывихи и растяжения голеностопа), неудобная обувь (узкий нос, высокий каблук), сидячая или стоячая работа и т.д. не приносят пользы нашему самочувствию. Так почему бы не поиграть? Пусть карточки станут для вас "напоминайками".

Желаю здоровья вашим детям и вам!

 

 

 

 

 

 


Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz